Доступное немецкое качество!
WWW.САМОХОДНЫЕ-ОПРЫСКИВАТЕЛИ.РФ
 
Главная > Статьи > Малое предпринимательство в сельском хозяйстве России
Статьи

Малое предпринимательство в сельском хозяйстве России

Современное сельское хозяйство все большую роль отводит крупным холдинговым компаниям (во всяком случае в аграрно-развитых областях). Однако по прежнему около 80 % производства овощной продукции приходится на индивидуальные подворья.

Сельское хозяйство в лице малого бизнеса — это не только мощный фундамент в продовольственную безопасность, но и существенное повышение уровня жизни в не самом благополучном сельском кластере.

Население нашей страны привыкло ожидать манны небесной. Сначала от Барина или царя, потом от «вождя» и партии, теперь от Государства и от президента лично. Не вызывает сомнений, что Государство должно оказывать поддержку своим гражданам, решившим ступить на путь сельскохозяйственного бизнеса. Но у гетмана Хмельницкого на шашке была надпись, вольный перевод которой звучит так: «Надежда в Боге, но Сила в руке». К сожалению, мало кто из Российского крестьянства осознает в полной мере тот факт, что никому, кроме самих себя, они не нужны.

Итак первая проблема – Индифферентность.Сельское хозяйство плотно засело в «рабском (крепостническом) духе». Человек всю жизнь просидит на завалинке с бутылкой горилки в руке, ругая «проклятых демократов» и жалуясь на свою, несомненно нелегкую, долю. А ведь мог бы сделать что-нибудь и сам.

Одна из сторон этой проблемы – Инертность. То есть упорное нежелание что-либо менять: технологию производства, сорта продукции, использовать автоматизацию под предлогом того, что «так жили всегда». Согласитесь – не оправдание.

Как следствие и вторая проблема – Низкое качество продукции.Продукция не соответствует стандартам, что сильно мешает переработке (например, многие сортировочно-упаковочные, очистительные машины рассчитаны на определенный размер). А невдохновляющий товарный вид затрудняет реализацию. Сорта низкого качества, устаревшие морально не дают такой обильный урожай, как новые и более качественные. Список негативных последствий этой проблемы можно продолжать бесконечно.

Третья проблема – Сельское хозяйство не имеет достаточно инфраструктурных объектов, предприятий транспортировки и переработки.Все просто:

  • отсутствие на территории убойного цеха снижает мотивацию всерьез заняться мясным скотоводством;
  • отсутствие молокоприемных пунктов тормозит молочное животноводство, а именно эта отрасль могла бы серьезно повысить жизненный уровень села;
  • самый перспективный, на мой взгляд, сегмент на сегодня – овощехранилища,  – являющиеся центрами переработки, фасовки, логистики районного масштаба. Обеспечивающие вывоз продукции от производителя, формирования объемов и доставку потребителю в сферы общепита, розничные сети и т.д. Они отсутствуют даже в развитых областях, что снижает стимулы к овощеводству;
  • каноническая Российская беда – дороги. Без пояснений.
Четвертая проблема, обусловлена предыдущими – Сложности со сбытом продукции.

Малое сельское хозяйство выдает продукцию низкого качества. Отсутствие переработки также серьезная преграда на пути к конечному потребителю. Малому сельхозбизнесу практически нереально самостоятельно выйти в розничную сеть. Меры по развитию ярмарочной торговли и открытого доступа личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств на муниципальные рынки явно недостаточны.
Малому бизнесу по определению сложно заниматься и производством, и реализацией. Просто не хватает ресурсов, учитывая низкий технологический уровень производства, его высокую трудоемкость. Поэтому процветает ниша посредников-перекупщиков, обеспечивающих оптовую поставку продукции и гарантированный закуп у производителя.

Отсутствие базового экономического образования на селе – пятая проблема.

Неумение спланировать и продумать собственный бизнес (зачастую вообще отсутствие восприятия свой деятельности, как бизнеса) мешает взаимопониманию с кредитными учреждениями. Не хватает умения сопоставлять затраты и прибыли, сравнивать различные культуры и технологии, проводить хотя бы примерный анализ рынка, планировать. Занимаясь какой-либо деятельностью по привычке или традиции, упускаются многие возможности, по сути, не требующие огромных вложений. Проще говоря, многие хозяева не умеют считать.

Шестая проблема – взаимоотношения с банками, а именно отсутствие залоговой базы.

Хитроумность российского законодательства о земле смущает юристов-евреев в 12-м поколении. Что уж говорить о среднестатистическом крестьянине. Получить участок земли под ведение личного подсобного хозяйства не трудно. И при должной сноровке на нем можно широко развернуться. Но вот существенно расширить земельные ресурсы, оформить собственность – это подвиг. А какое может быть сельское хозяйство без земли? Можно положить годы в борьбе с бюрократической машиной и ничего не добиться. В результате мощнейший залоговый инструмент не используется. Более-менее крепкие хозяйства, имеющие капитальные строения и технику,  все равно, как правило, не набирают достаточной базы для серьезных инвестиций и вынуждены довольствоваться скромными кредитами. Выходом может быть упрощение регистрации прав собственности на сельскохозяйственные земли, их свободная купля-продажа или (и) предоставление муниципальных и областных кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства на селе.

Добавим ложку меда – существенно упростилась формальная часть в оформлении кредитов на нужды личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, особенно в Россельхозбанке и Сбербанке.

Итак, вот ключевые проблемы малого сельхозбизнеса, от скорейшего решения которых зависит дальнейшее развитие сельского хозяйства в России:

1. Индифферентность и инертность населения.
2. Низкое качество продукции.
3. Отсутствие инфраструктуры.
4. Сложности реализации продукции.
5. Низкий уровень образования, особенно в части экономики.
6. Недостаточная залоговая база.

Непреодолимы ли эти проблемы? Преодолимы. Будем надеяться, что со временем сельскохозяйственные регионы нашей страны это продемонстрируют.

Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.